Одна нота
может изменить симфонию

Интервью с психологом Анастасией Загрядской

Анастасия Загрядская, психолог и психотерапевт, работающий в Гештальт подходе. Закончила Московский Институт Психоанализа, в профессии 5 лет.  Работала с предпринимателями, наставником в бизнес-акселераторе  LIKE , свой бизнес с 2012 года. Два года танцевала латину А в Про-Ам.  До Про-Ам танцевала  по любителям 3 года, дошла до B класса, танцевала с партнером А класса.  Настя с готовностью откликнулась на мое предложение ответить на ваши вопросы, заданные в чате Pro-Am NOTA. Мы коснемся ниже самых разных аспектов  танцевальной жизни Про-Ам сообщества, которые Насте как танцовщице Амочке хорошо знакомы.

АП: Как перебороть свои внутренние страхи и добавить осознанных эмоций в танец, чтобы они не смотрелись заученными и неестественными? Как выразить, например, страдание на паркете, если по жизни не страдается?

АЗ: Хороший вопрос и очень понятный :). Любая эмоция появляется всегда в теле. Как мы замечаем проявления эмоций по актерам, например? Что-то такое у него происходит внешне: лицо меняется, краснеет или бледнеет, руки начинают дрожать или наоборот он замирает.
И, конечно, владение и выражение эмоций – это целое искусство и прежде всего навык.
И нужно понимать, что вначале,  когда такого навыка нет, его нужно отрабатывать.
Можно смотреть фильмы с определенными эмоциями, которые не получаются и внимательно наблюдать, что актер делает в той или иной эмоции. Как именно, до деталей ему удалось передать состояние. Или как это делает танцор? У танцора задача, конечно, сложнее, чем у актера. Помимо выражений эмоций, он должен двигаться. За счет каких  своих проявлений ему удается донести до зрителя свои состояния? Делает ли он это лицом? Или кончиками пальцев? Или поворотами головы и тела? И потом вместе с тренером это нужно прямо тренировать. Показывать, спрашивать, похоже ли то, что я делаю на эту эмоцию? Как это выглядит со стороны? Записывать себя на видео, смотреть и снова пробовать. И еще одна важная мысль. Свои чувства надо изучать. Я не очень верю в то, что кто-то  не испытывал в жизни страдания. Скорее мозг мог это вытеснить, забыть или обесценить как второстепенное. Но, по сути, мы все когда-то страдали. От того, что не получали желаемого, от расставаний, от потерь. И это надо вспоминать. Вспоминать оттенки этих чувств, потому что тогда, та механика, которую мы тренируем, наполняется естественной энергией чувства, которое мы переживаем.

 

АП: Как лучше выстроить отношения в паре, чтобы не перейти в сухое «работодатель-работник» для долгого и успешного партнерства?

АЗ: Я уверена, что первично – это уважение. Что это вообще значит, уважение. Это значит, что мы признаем право партнера отличаться от нас. Иметь другое видение, другие смыслы, другой характер, темперамент.  Мы уважаем и себя и признаем за собой такие же права: что-то не уметь, иметь другие взгляды и другие чувства. Мы можем быть недовольны, но выбираем такую форму для общения, которая также будет уважительной. Говорим больше о своих чувствах, а не оцениваем другого. И чувство юмора.  Я думаю, что близкие отношения формируются совместным переживанием не только тяжелых моментов, но и в совместной радости. Смеха, иронии, радости от побед. Обязательно выделяйте время, чтобы отмечать и праздновать совместно какие-то общие события.


АП: СтОит ли бороться, если партнер «нарцисс» и на паркете не представляет партнершу в наиболее выгодном свете, а в основном любуется собой и переключает внимание на себя?

АЗ: С нарциссами бороться вообще бесполезно :). Единственное, что помогает – это признание его “классности” и при этом указание на то, что если он будет представлять вас в более выгодном свете – это сделает его еще более классным партнером и покажет судьям, какой он профессионал J. Или другой способ – на то, что он делает ему должен указать его учитель, профессионал, мнению которого он доверяет, тогда это сможет увенчаться успехом.

АП: Какие могут быть советы, если Ам стесняется своего лишнего веса, или слишком высокого роста, возраста, боится, что на паркете будет выглядеть нелепо? Что делать, если человек хочет танцевать, но мешают комплексы, стереотипы, предубеждения? Если девушка боится – что люди скажут или подумают?

АЗ: Вообще стыд возникает тогда, когда недостаточно поддержки. Для того, чтобы он стал выносим нужно работать по нескольким фронтам. Первое – находить то, за что себя можно похвалить. В танцах есть так называемая “двойственность” наших качеств. Например, если у меня быстрая скорость, я скорее всего не очень пластичная и мягкая. Если я гибкая и пластичная, то могу быть не очень быстрой. И если эту двойственность заметить, то можно увидеть, что любое мое качество обладает второй стороной, которая может помочь мне выразить мою индивидуальность и соответственно привлечь к себе внимание. Например, я наблюдала, как взрослые женщины гораздо лучше своих юных коллег умеют выражать свои чувства именно в связи со своим опытом, и их танец получается более наполненным, живым и трогательным. Это вызывает чувства, отклик  у публики, зрителей, других танцоров,  тех, кто на них смотрит. Высокий рост позволяет показывать красивые, длинные линии, позволяет  двигаться без суетливости, а красиво себя презентовать и тогда это будет преимуществом. А вот небольшому росту, чтобы выделиться и быть заметным нужно много и быстро двигаться. Каждое качество выполняет свою функцию и для чего-то нужно, нужно только разобраться для чего именно. И еще. Если стеснение и стыд связаны с какими-то условно недостатками, выпишите их прямо по пунктам. Что я боюсь, что другие заметят и в какой момент? Как я могу это нивелировать? Возможно, это можно скорректировать одеждой или макияжем или самой схемой танца, чтобы показать себя с наиболее выгодной стороны. Скажем, для пышных женщин прекрасно подойдет чувственная румба, где это может выглядеть сексуально и притягательно, а тот же джайв можно сделать более “свинговым”, чтобы движения выглядели изящно.

 

АП: Насколько важно презентовать себя на паркете как победителя, излучать уверенность в себе? Ведь судьи, будучи хорошими психологами, считывают эмоцию  танцующих пар.

АЗ: Любое ваше внутреннее развитие важно для качественного танцевания. Чем более глубокая вы личность – тем глубже вы сможете затронуть другого человека разнообразием  и глубиной своих переживаний. И важно тогда скорее не презентовать себя как победителя, а становиться им. Действительно верить в то, что вы сможете. И уже можете. Уже преодолеваете сложности. Потому что тогда эта уверенность будет появляться в теле самостоятельно. Не будет испуганных глаз или сгорбленной спины. А искусственная самопрезентация пропадает через 10 секунд после выхода на паркет. Потому что невозможно долго быть не собой.

АП: Как не опустить руки и не бросить танцы? Что поможет заметить прогресс в своем танцевании,  сможет замотивировать на будущие свершения?

АЗ: Записывайте свои видео, обязательно. Пересматривайте и анализируйте, что изменилось, как вы это заметили? И хороший способ – завести дневник  и писать после каждого занятия, что именно для вас сегодня было важного, что удалось понять, попробовать, сделать новое, где вы уже смогли получить результат. И тогда вы будете учиться замечать не только неудачи. Мы этим и так занимаемся все время – оцениваем себя критически. И еще про мотивацию. Только результатом сыт не будешь. Очень важно получать удовольствие от процесса. Танцы вам должны быть в кайф. Попробуйте заметить, что вам дают танцы, какие состояния, что в вашей жизни становится лучше от самого процесса, а не от результатов. И пусть для вас это будет самая лучшая мотивация. А результаты придут сами, если вы сможете получать удовольствие. Они просто не могут не прийти.

АП: Как научиться не расстраиваться из-за не слишком удачных результатов конкурса? Не принимать их близко к сердцу? Особенно для новичков это сложная задача.

АЗ: Важно признавать реальность. И реальность такова, что если я новичок – я обычно в конце. Это необходимая и правильная иерархия. Какое-то время так будет. И нужно заранее это принять. И принять -не равняется опустить руки.  Это значит, что я делаю лучшее, на что я способен и при этом отпускаю результат. Когда я сама танцевала, я тоже бывало расстраивалась из-за поражений.
При этом, когда я обращалась к реальности, я понимала, что тренировалась я не очень много.
Если смотрела честно на соперниц – понимала, что они были лучше подготовлены. Или я была не в духе и не могла сконцентрироваться. И каждая из этих причин – это повод для моего собственного роста. Это просто факт. Нужно признать, что нет никакой удачи. Я тренируюсь – я достигаю результатов. Сейчас или чуть позже-не важно. Я их все-равно достигаю. И это тоже про уважение к своим конкурентам. Признание, что они тоже работают, они стараются. Что их результаты не просто так. И я могу анализировать причины их результатов и развивать себя в этом.

АП: Как решить проблему ревности, если у Про несколько партнерш Ам?

АЗ: Здесь скорее важно задать себе вопрос, а к чему я ревную и чего я боюсь? Потому что по сути ревность -это маркер того, что либо я думаю, что от меня уйдут, либо, что ко мне как-то хуже относятся, а вот к той другой или тем другим лучше. И тогда вопрос в том, хорошие ли отношения с текущим партнером? Ревность - это всегда несовпадение ожиданий. Когда, например, я думаю, что он ко мне одной внимателен, а тут, оказывается, что нет. И важно понять, что это за ожидания, с чем они связаны и вообще реалистичны ли мои такие ожидания?
 

АП: Как найти себя в танцах, понять -  почему ты танцуешь?

АЗ: Здесь нужно замечать, в какой момент у меня возникают сильные чувства.
Например, если чувства возникают от процесса танцевания, я испытываю удовольствие, то это такой творческий процесс погружения в собственные чувства, в то, как работает мое тело или как я наслаждаюсь музыкой или взаимодействием с партнером. Или если я испытываю удовлетворение от достижения результата: когда мое тело становится сильнее, у меня начинает получаться – это ориентация на развитие себя такое телесное и связанное именно с навыком танцевания. Или я нахожусь в эйфории, когда мне аплодируют зрители или судьи высоко оценивают -это про признание и замечание меня. Или я с нетерпением жду следующей тренировки.  Возможно тогда основной мотивацией является личность Про.